Главное меню

Поиск по сайту


Популярные статьи

Покупаем правильный аккумулятор

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 голос)

Аккумуляторов нынче в продаже превеликое множество. С батареями именитых фирм все ясно – добротный, но дорогой товар. Самый удачный выбор для тех, кто в состоянии платить. Купил и забудь об АКБ на несколько лет. Но попробуем разобраться в том, что предлагает рынок рядовому владельцу «Жигулей» или иномарки не первой свежести.

Покупатель должен быть наблюдательным

Яркие наклейки, разноцветные корпуса, звучные названия, как правило, к качеству батарей не имеют отношения. Разнообразие такое, что невольно подумаешь: аккумуляторы делают все, кому не лень. В самом деле: закупил корпуса и пластины, все где-то собрал, залил уксусом подешевле да прилепил этикетку по цветастей – готов аккумулятор. Может, так и появляются на свет изделия с самыми громкими названиями? И – внезапно исчезают, уступив место на полках другим, новым, сработанным по той же «технологии». «Могучий бык» (по английски естественно) вдруг превращается в «Неукротимого бизона», а тот в свою очередь в «Мощного буйвола».

Наблюдательный покупатель обязательно приметит, что изделия отличаются лишь наклейкой. Корпуса абсолютно одинаковы, иной раз даже заусенец у них в одном и том же месте! Служат такие батареи обычно год, от силы два. Причина столь малого срока службы ясна – низкое качество изготовления: ненадежная пайка перемычек и разная емкость банок в батарее. Из-за последнего дефекта одна банка вскоре начинает «отставать». Разрядившись до предела, она будет заряжаться от соседних, естественно, обратной полярностью (иначе говоря, происходит процесс двойной сульфатапии). Такую, в условиях гаража, так просто уже не зарядишь.

Несмываемая дата выпуска, которая должна быть нанесена на батарее, здесь либо вообще не проставлена, либо присутствует на бумажном ярлычке, который по мере «надобности» легко заменить на свежий. Реквизиты производителя и его адрес столь туманно зашифрованы, что о любых его гарантийных посулах придется забыть. Разве что заручиться гарантией продавца.

Что и как выбирать?

Так что же выбрать? И как? Обратим внимание на расположение пробок. Если они утоплены в лоток – непременно обрастут грязью! Стоит отвернуть пробку – грязь сыплется внутрь, что здоровья батарее не прибавит. Можно на прилавках найти и старые, залитые черной мастикой аккумуляторы. У них свои преимущества: низкая цена, удивительная ремонтопригодность, надежные, неперегорающие, вынесенные из банок перемычки – такие батареи не взрываются. Немаловажно и то, что их никто не подделывает – невыгодно.

Возможны варианты

Новые аккумуляторы, как известно, могут быть в трех вариантах: незаряженные, сухозаряженные и с электролитом. В чем разница?

С залитым все ясно: поставил на машину – и поехал. Хотя для продления здоровой жизни батареи лучше бы её предварительно подвергнуть контрольно-тренировочному циклу – разрядить током, равным 0,1 емкости, до напряжения 10,4 В или плотности электролита 1,24 г/см3, а затем зарядить. Незаряженный аккумулятор – сегодня большая редкость. Такую батарею собирают в блок, не подвергая пластины формовке (заряду в специальных ваннах). Храниться она может без особого вреда для себя пять-шесть, а то и более лет. Лишь бы пробки были завернуты герметично. Сухозаряженный отличается тем, что и пластины перед сборкой заряжают (формуют), промывают и сушат.

Ресурс всех батарей примерно одинаков и зависит в основном от условий эксплуатации. Если аккумулятор нужен немедленно – имеет смысл купить залитый. Если же ему стоять на дальней полке до осени – сухозаряженный, а в стратегический запас – незаряженный. Дело в том, что срок хранения у них разный. Для залитого год без работы – уже старость, а два смерть.

Сухозаряженный выдержит год безболезненно, два – ещё терпимо, больше – хуже. Если сквозь прозрачный корпус на две виден осыпавшийся с пластин шлам, то лучше воздержаться от покупки. Незаряженные батареи обозначены буквой «Н» на маркировке. Особое внимание необходимо уделить дате выпуска. Если срок хранения истек – лучше её не покупать, как бы ни убеждал вас продавец.

Самым выгодным приобретением будет, пожалуй, залитый аккумулятор. Заряжен он по всем правилам, электролит в нём чистый, проверенный. А перед отгрузкой покупателю солидный производитель еще на заводе каждую батарею прогонит через «камеру пыток». Готовую батарею замыкают накоротко на 220 миллисекунд. Ток получается чудовищный – около 800 ампер. ГОСТ 959-91 такой проверки не предусматривает, зато собранный с огрехами аккумулятор (например с плохо пропаянными контактами перемычек) за ворота не выйдет: в переделку. Аккумуляторы многих именитых фирм не выдержат таких мучений – тонкие пластины (менее миллиметра толщиной) просто искорежит током. Российские заводы на свинце не экономят. И не от широты душевной, а по технологической бедности. Толстые в 1,4 мм, пластины способны выдерживать серьезные перегрузки. Пуск замерзшего двигателя зимой или выезд «на стартере» из глубокой лужи не нанесет им ущерб.

Чтобы АКБ не шумел

При разряде АКБ снижается плотность электролита, то есть уменьшается удельное количество серной кислоты, содержащейся в растворе электролита, и образуется вода. Чем глубже разряд батареи, тем выше отрицательная температура, при которой может замерзнуть электролит. Например, при плотности 1,11 г/см3 электролит замерзнет уже при -7С, а при плотности 1,27 г/см3 – только при -58С.

С большой опаской следует относиться к батареям с маркировкой «калий». По обкатанной технологии для улучшения литейных свойств в свинец добавляют немного сурьмы, что слегка увеличивает саморазряд и газовыделение. Сейчас некоторые фирмы вместо сурьмы используют калий. В полностью исправном автомобиле такой аккумулятор ведет себя лучше. Но стоит напряжению подняться на один-два вольта (что бывает, к примеру, при поломке регулятора напряжения), и батарея буквально шипит – так обильно выделяется газ.

У любой батареи со временем растет внутреннее сопротивление и, чтобы её полностью зарядить, нужно уже не 14,2 В, а, к примеру 15-16. Естественно на автомобиле она недозаряжается – не дает регулятор напряжения, а на зарядной станции та, что с калием, неистово кипит.

Некоторые батареи украшены надписью «серебро». Добавка этого благородного металла делает аккумулятор долговечнее, надежнее, но покупка его целесообразна для тех, чей автомобиль покидает гараж лишь несколько раз в год.

Особенность необслуживаемых батарей – отсутствие специальной ванны на дне корпуса. Неизбежно осыпающиеся пластины спрятаны в конверты и опущены почти до дна, а освободившееся место занято большим объемом электролита. На Западе принято заключать в оболочку положительные пластины, поскольку они активнее осыпаются. Со временем конверт разбухает настолько, что может лопнуть и даже сломать банку. Хитрые инженеры спрятали в упаковку отрицательные пластины. Для батареи безразлично, какой из полюсов изолировать, а конверты остаются целыми.

Коментарии:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить