Главное меню

Прогноз погоды

Яндекс.Погода

Популярные статьи

Как ведут себя на снежной дороге автомобили с различным типом привода

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.50 (2 голосов)

Гололедица, снежные переметы, промерзший асфальт. Им отведена роль спутников каждого автовладельца до весны. У них крутой нрав и коварный характер. Они предъявляют к водителям высокие требования. Те, кто не в состоянии с ними «договориться», обычно самоустраняются - слетают с дороги. Как не бояться столь грозных «друзей», а наоборот, научиться получать удовольствие от сносов, смещений и заносов? Об этом и поговорим сегодня.

Плавность - наше все

Как только на проезжей части появляются обледенения, забудьте о резкой работе рулем и педалями. В отличие от лета зимой каждый вираж нужно не «резать» на грани сцепных свойств покрышек, а проходить его с максимальным запасом сцепления. Конечно, скорость прохождения окажется ниже, зато курсовая устойчивость вырастет. А нам именно это и нужно.

С педалями то же самое - резко обращаться как с газом, так и с тормозом не нужно. Станете усердствовать с акселератором, получите только бесполезные пробуксовки ведущих колес, сулящие отклонения от безопасной траектории. Если будете тормозить что есть силы, возможна потеря управления. Поэтому плавность, плавность и еще раз плавность.

Как поступать, если машина засела в снегу? Звать на помощь? Нет! Прежде всего не поддаваться панике и попытаться выбраться из «белого плена» враскачку. Действовать нужно следующим образом (совет актуален только для машин с механической коробкой передач): нажал газ -отпустил и нажал сцепление - снова нажал газ. И так несколько раз. Автомобиль будет с каждым разом все больше раскачиваться и в конце концов должен одолеть преграду. Не получается - ищите помощников или буксир.

ДВС - второй тормоз

Если вы уже успели провести за рулем не одну зиму, то знаете, что торможение двигателем - очень полезная штука, позволяющая избежать неконтролируемого скольжения, то есть потери управляемости.

Как правильно использовать торможением двигателем? Допустим, вы едете со скоростью 40 км/ч на IV передаче, до препятствия вполне достаточное расстояние. Переведите рычаг коробки в положение III и отпускайте сцепление, газ не трогайте. Обороты мотора подскочат, а вместе с тем снизится скорость. Далее - II и I передачи по аналогичному рецепту. И лишь когда скорость упадет до пешеходной, можно задействовать педаль тормоза.

В чем польза торможения мотором? В том, что колеса не блокируются, а их вращение замедляется естественным (механическим) способом. Таким образом, водитель не теряет управляемость и всегда сможет свернуть или перестроиться. Применять подобную тактику замедления зимой особенно полезно на спусках и перед светофорами.

А что если у автомобиля автоматическая коробка передач? Действовать аналогичным образом можно. Только нужно забыть о педали сцепления и своевременно менять режим работы трансмиссии - с D переводить селектор в позицию 3, затем в 2 и, наконец, в 1.

Отсутствие ABS - не проблема!

Антиблокировочная система торможения, ABS - устройство, безусловно, нужное. Оно помогает избежать блокировки колес во время интенсивного замедления и тем самым способствует сохранению управляемости в сложной ситуации.

Но зимой ее работа обычно мешает опытным водителям. Как быть? Посетить автоэлектрика или самостоятельно ее деактивировать (если автомобиль позволит). Лично я каждый сезон поступаю подобным образом - вытаскиваю предохранитель и забываю о наличии ABS на борту до весны.

А все потому, что сымитировать ее работу легче легкого. Нужно только во время торможения, как только почувствовали блокировку колес, отпустить педаль тормоза и сразу же нажать ее вновь. Делать так нужно быстро, рывками, чтобы обеспечить достойный уровень замедления, но при этом не потерять сцепления с дорогой. Уверяю, эффект будет более сильным, чем в случае если ABS будет постоянно включенной.

Привод приводу рознь

Наверняка каждый видел, что заднеприводный автомобиль умеет эффектно «мести хвостом» в поворотах. А машины с приводом на переднюю ось, наоборот, стремятся покинуть дорогу под тягой, увеличивая радиус поворота до тех пор, пока «морда» не оказывается на обочине.

Давайте разберемся, почему происходит именно так. Начнем с автомобиля с классической компоновкой.

Мотор и коробка передач у него расположены спереди, а ведущие колеса - задние. А раз так, то они наиболее разгружены и оттого подвержены потере сцепления в повороте. Достаточно во время маневра нажать на акселератор, как начнет развиваться занос. Естественно, бить по тормозам (как инстинктивно делает любой человек) и тем более по педали газа ни в коем случае нельзя. Только усугубите ситуацию. Как быть?

Рецепт один - в повороте следует снять ногу с педали газа и плавно повернуть колеса в сторону заноса. При условии, что скорость движения окажется не чрезмерной, автомобиль самостоятельно найдет сцепление с дорогой и вернется на правильную траекторию.

Опять же действовать в такие моменты следует не на опережение, а максимально плавно. Молниеносная реакция водителя - это хорошо, но она может вызвать так называемый хлыстовой эффект - когда машину начнет кидать из одной стороны в другую, может развернуть или того хуже - выбросить на полосу встречного движения или вовсе с дороги.

На этом проблемы, которые могут поджидать владельцев заднеприводных машин, не заканчиваются. Например, во время старта с места также нужно держать ухо востро. Дело в том, что легкая «корма» не в силах обеспечить нужное давление (сцепление) на колеса задней оси. Стоит резко нажать на акселератор, как автомобиль начнет вилять задом - успевай только отлавливай его.

Другое дело, если он оснащен системой курсовой устойчивости, тогда траекторные рыскания не страшны. Но и в этом случае не стоит полностью полагаться на электронику - законы физики еще никто не отменял, и, налетев на большой скорости на обледенелый участок дороги, вы рискуете оказаться внутри неуправляемой машины.

Передний привод. Главное и неоспоримое преимущество подобной техники - устойчивое движение автомобиля при любых условиях и большая траекторная стабильность при выполнении маневров. Подобные вещи возможны благодаря тому, что ведущие колеса еще и управляемые, а то, что они находятся спереди, позволяет им в буквальном смысле тянуть за собой всю машину.

«Переднеприводники» в гораздо меньшей мере подвержены заносу, а вот снос передней (более тяжелой) части - пожалуйста. Ничего не поделать: недостаточная поворачиваемость - конструктивная особенность подобных машин.

Как бороться со сносом? Как только водитель обнаруживает, что «передок» его машины начинает скользить на внешнюю обочину виража, необходимо довернуть колеса в сторону заноса, причем делать это нужно как можно плавнее. Одновременно с этим следует снять ногу с педали газа, чтобы колеса, перестав быстро вращаться, могли «зацепиться» за дорожное полотно, а затем плавно нажать на акселератор, что-бы передние колеса «вытянули» машину из поворота.

На вашем автомобиле красуется шильдик 4x4? Вы уверены, что полноприводные машины - словно монолит на дороге? Вы ошибаетесь, потому как не постигли предела своего «коня». Да, сбить «полноприводника» с курса - задача не из простых, по крайней мере, если речь идет о езде в рамках ПДД.

Ценность подобных автомобилей, конечно же, заключается в том, что крутящий момент двигателя доступен обеим осям, что означает более надежную и цепкую езду по скользкой дороге.

Но вместе с тем машины с колесной формулой «4x4» очень коварны. Однозначно сказать, как такой автомобиль проявит себя в тех или иных дорожных условиях, очень сложно.

При этом если речь вести о честном полном приводе - когда тяга между осями перераспределяется в соотношении 50 на 50, то здесь все более или менее понятно. При возникновении сноса достаточно притормозить и, вывернув передние колеса в нужное направление, резко увеличить подачу топлива - машина сама себя вытянет. В остальных случаях - как повезет.

 

По материалам газеты Купи-продай Край - ноябрь-декабрь 2013 г.